Соцпартнеры обсудили актуализацию перечня районов Крайнего Севера

Соцпартнеры обсудили актуализацию перечня районов Крайнего Севера
03.06.2021

Соцпартнеры обсудили актуализацию перечня районов Крайнего Севера

3 июня в формате видеоконференц-связи состоялось заседание рабочей группы Комиссии по социально-экономическим проблемам развития регионов России, в том числе районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Участие в рабочей встрече приняли представители Архангельской области, в том числе председатель ФПАО Алексей Костин и председатель Архангельской территориальной организации профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ Александр Тимофеев.

В ходе заседания стороны социального партнерства рассмотрели три законопроекта:
1) Проект федерального закона № 1135408-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и Федеральный закон «О свободном порте Владивосток»;
2) Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, о признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР»;
3) Проект указа Президента Российской Федерации «О признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации».

Ключевым для профсоюзной стороны в целом, и представителей Архангельской области в частности, стал второй проект, касающийся актуализации списка районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Возник он на почве «регуляторной гильотины», запущенной в 2020 году.

«На мой взгляд, подобная инициатива Правительства приводит к упорядочиванию перечня территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Изучая этот вопрос, давно пришел к выводу, что в действующих нормативных актах присутствует определенная разрозненность. Не всегда соответствуют действительности наименования территорий (кто-то переименовался, кто-то объединился). Разнятся уровни принятия законов – это могут быть как федеральные, так и региональные нормативные акты», – прокомментировал проект Александр Тимофеев.

Отсутствие единого федерального закона рождает правовую неопределенность, открывает возможность иного толкования и регулирования преференций, полагающихся жителям определенных областей.

После изучения списка Александр Анатольевич отметил, что в проекте документа статус всех территорий Архангельской области, имевших статус районов Крайнего Севера или приравненных к нему местностей, сохранен. Наиболее значимые моменты проекта: наименование «Каргопольского района» заменено на «Каргопольский округ», «Вилегодский район» – на «Вилегодский округ», отмечено, что островные территории Белого моря и Северного Ледовитого океана, относящиеся к территории Архангельской области, имеют статус районов Крайнего Севера, при этом они могут принадлежать к районам региона, таким статусом не обладающим.

В списке проекта постановления значатся 24 региона Российской Федерации: 7 регионов, целиком отнесенных к территориям Крайнего Севера, 9 регионов, в составе которых есть и территории Крайнего Севера, и приравненные к нему местности, 8 – содержащих исключительно территории, приравненные к Крайнему Северу.

Сам документ не содержит сведений о преференциях, которые получают территории или их жители в связи с признанием статуса. В нем лишь значится полный перечень субъектов, содержащих в своем составе местности определенного статуса.

Льготы, действующие на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях, остаются неизменными. Главная задача разработчиков проекта – недопущение ухудшения положения граждан, проживающих на Севере, это дополнительно подчеркнул директор Департамента региональной политики Минэкономразвития России Алексей Храпков, выступивший докладчиком по данному вопросу.

Опрос не указан.