Испытание

Испытание
19.01.2012

Испытание

Вчера, 18 января, на Архангельской ремонтно-эксплуатационной базе флота состоялась встреча профактива с работниками двух цехов. Поводом послужило сообщение представителя бухгалтерии предприятия о том, что якобы были потеряны все заявления членов профсоюза о перечислении в первичку членских взносов.

«Пропажа», видимо, случилась в дни новогодних каникул, так как в конце прошлого года профсоюзные взносы за ноябрь были перечислены бухгалтерией на счёт первичной организации в полном объёме. И вот на прошлой неделе заместитель главного бухгалтера предприятия не смогла найти папку с соответствующими заявлениями от членов профсоюза — более 150 документов, о чём и сообщила профактиву. После этого в цехах появился некий документ со списком фамилий всех членов профсоюза, где им предлагалось ответить на вопрос, согласны ли они на перечисление бухгалтерией членских взносов в профсоюз, и поставить галочку в соответствующей графе: «да» или «нет». Профком предприятия, резонно посчитав подобный документ филькиной грамотой, предложил работникам написать новые заявления по полной форме. Ряд работников сделали это сразу после окончания встречи, сейчас сбор заявлений продолжается в рабочем порядке.

Однако в связи со сложившейся ситуацией стоит напомнить историю, произошедшую на Архангельском ЦБК весной прошлого года. Тогда, в ответ на требования профсоюзного комитета о повышении заработной платы в соответствии с действующим коллективным договором, администрация комбината развернула кампанию по развалу профсоюзной организации. И начала именно с того, что довела до сведения председателя профкома письмо главного бухгалтера, суть которого сводилась к следующему: в связи с истечением срока хранения на предприятии запланировано уничтожение документов 2005 года (в том числе, и заявлений о перечислении профсоюзных взносов). В письме также говорилось, что до 31 марта необходимо предоставить обновлённые заявления всем работникам, вступившим в профсоюз до 1 января 2006 года. В противном случае, как указывалось в письме, «в связи с отсутствием документально подтверждённых оснований», с апреля профвзносы на счёт профкома перечисляться не будут.

Не правда ли, история совпадает практически в деталях. Но на АЦБК на тот момент отношения администрации и профкома находились в «острой фазе», тогда как на РЭБ флота никаких конфликтов между сторонами на данный момент не наблюдается. Тем не менее, стоит вспомнить о том, что 12 марта 2012 года на предприятии истекает срок действия коллективного договора, и возможная версия пропажи заявлений сразу появляется. Сегодня на предприятии из 289 работников 156 являются членами профсоюза. Это больше 50% от числа всех работающих, а значит, профсоюз имеет законное право представлять интересы всего коллектива при подготовке нового колдоговора. Но… это пока. Стоит администрации затеять какой-либо формальный процесс (хотя бы знакомую по опыту коллег из лесной отрасли переписку заявлений), и появляется вероятность того, что ряд работников откажутся подтвердить своё членство в профсоюзе. Таким образом преодолевается «пятидесятипроцентный барьер», а профсоюз фактически лишается права голоса на коллективных переговорах. А на РЭБ флота для этого надо всего ничего — не более полутора десятков человек.

Конечно, это всего лишь версия. Но в данной ситуации профкому есть о чём задуматься. На встрече 18 января некоторые работники на предложение написать новое заявление, резонно задавали вопрос: «А зачем мне это, что я имею от профсоюза? Только новогодний подарок ребёнку раз в год…» У многих из тех, кто промолчал, этот же вопрос читался по глазам. А это значит, что до простых работников информация о деятельности профсоюза просто не доходит. Они не знают, что белая зарплата, социальные льготы и гарантии, предусмотренные на предприятии, — не данность. И не будь профсоюза, как сдерживающего фактора, работодателю ничего не стоит урезать до минимума, предусмотренного законодательством, их права. Они не понимают и того, что профсоюз — это их страховой полис, ведь профсоюз единственный встанет на защиту работника в случае трудового конфликта или производственной травмы. И уж тем более, простым рабочим неведомо, что только благодаря настойчивым инициативам профсоюза на региональном уровне удаётся выбивать средства на увеличение размера минимальной заработной платы, зарплаты бюджетникам, финансирования детского летнего отдыха…

Не знают, не понимают, неведомо… Потому что уже давно в цехах предприятия не видели представителей профкома и даже профсоюзный уголок, некогда висевший на проходной, был заклеен рекламным плакатом предприятия по поводу встречи иностранных гостей, да так там и оставленным. И стоит администрации в такой ситуации задать вопрос «Зачем тебе нужен профсоюз?», вряд ли многие найдут, что ответить. И, наверное, к лучшему, что произошла эта история с утерей заявлений на перечисление членских взносов. Теперь профкому, чтобы их восстановить, просто придётся выйти к людям и объяснить, зачем на предприятии профсоюз. Ведь на автопилоте ни одна организация долго не просуществует.

Опрос не указан.