В ФНПР прокомментировали создание Единого социального Фонда

В ФНПР прокомментировали создание Единого социального Фонда
07.07.2022

В ФНПР прокомментировали создание Единого социального Фонда

Федеральный закон «О государственном внебюджетном фонде «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» был принят Госдумой в третьем чтении, сообщается на сайте Федерации независимых профсоюзов России. Объединение Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования РФ в единый соцфонд по мнению депутатов позволит увеличить выплаты и пособия гражданам, одновременно сократив время на оформление этих услуг - отмечается в пресс-релизе.

При обсуждении концепции законопроекта ФНПР неоднократно обращала внимание федеральных органов власти на то, что развитие системы обязательного социального страхования требует специфического законодательства и особой организационно-правовой формы для внебюджетных социальных фондов. С точки зрения профсоюзов средства, аккумулирующиеся в таких фондах, - результат договоренностей работников и работодателей, соответственно, они не могут управляться исключительно государством (как государственный фонд). В рамках работы Российской трёхсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений были достигнуты договоренности о:

• создании «эксклюзивной» организационно-правовой формы для Единого социального Фонда;

• усилении трехстороннего управления социальными партнерами;

• разграничении бюджета Фонда по страховым и обеспечительным (агентским) функциям

• недопущении перекрестного финансирования одного вида обязательного социального страхования за счет другого;

• недопущении снижения социальных гарантий для работников ПФР и ФСС РФ при их объединении.


Позднее при участии социальных партнеров была создана временная рабочая группа по подготовке законопроекта. Профсоюзная сторона с учётом предложений членских организаций ФНПР предлагала:

• определить условия формирования бюджетов фондов;

• определить порядок формирования и расходования резервов фондов;

• создать социальные комиссии на предприятиях.

Ко второму чтению в законопроекте нашли отражение предложения о разграничении бюджета фонда по страховым и обеспечительным (агентским) функциям и гарантиях работникам ПФР и ФСС РФ после объединения структур.

При этом не было учтено предложение о создании «эксклюзивной» (негосударственной) организационно-правовой формы - фонд отнесен к типу государственного учреждения, деятельность которого регулируется Бюджетным кодексом РФ. В статье 81 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено формирование резерва для исполнительных органов государственной власти, однако в действующем законодательстве не предусмотрены условия и порядок формирования «отдельных» резервов по направлениям работы такого фонда. С точки зрения профсоюзов, теперь потребуется доработка законодательства, чтобы не допустить перекрестного финансирования одного вида обязательного социального страхования за счет другого (если иное не будет предусмотрено федеральным законом о бюджете Фонда).

Из законопроекта исключено положение о Наблюдательном совете, который позволил бы усилить трехстороннее управление фондом, подчеркивается в сообщении ФНПР. Также не учтены предложения о создании социальных комиссий на предприятиях и установке для социальных партнеров условий формирования бюджетов фондов, формирования и расходования резервов фондов.

Профсоюзы вместе с работодателями получили места в составе правления фонда и теоретическую возможность через это влиять на принимаемые решения. Однако суммарный «пакет влияния» составил всего лишь одну треть всех голосов в составе правления.

Специалисты ФНПР отмечают, что в законопроекте имеются отсылочные нормы на стандарты, которые для этой работы создаются Правительством РФ. В пакете к законопроекту стандарты не прилагаются. Кроме того, работа по актуарной деятельности (оценке соотношения ресурсов и рисков фонда и определению исходя из такой оценки тарифов страхования) будут проводиться подразделением Фонда, независимая актуарная оценка бюджета Фонда не предусмотрена.

Опрос не указан.